Вверх
Школьная библиотека является органической частью учебного заведения и поэтому на первый план выступают те проблемы, помощи, в решении которых требует школа.
Наша школьная библиотека…. Это островок тишины и спокойствия в бурном море учебной жизни. Здесь спокойная, неофициальная, почти домашняя обстановка, где отсутствует спешка, где ощущается покой и защищенность.
Ведь, именно, в школьной библиотеке удобнее готовить реферат, выполнять учебное задание, взять нужную литературу, поработать на компьютере и даже отдохнуть, послушать музыку. 10 – 15 минут перемены, проведенные в библиотеке, - это и отдых для психики, и возможность посмотреть очередную выставку, любое электронное учебное пособие, и способ отвлечься от уроков.
Ребятам нравится здесь. Ведь в уютной светлой библиотеке, где много цветов, а на стенах висят картины, всегда рады видеть своих читателей, маленьких и больших, спокойных и озорных, отличников и двоечников. Здесь все равны. Здесь они имеют возможность проявить себя по-другому, нежели в классе.
Школьный библиотекарь несет благородную педагогическую миссию вместе с учителем, но в силу ряда обстоятельств подчас сильнее, чем учитель, способен воздействовать на ребенка.
секрет притягательной силы нашей библиотеки состоит в том, что здесь создается атмосфера доверия, искреннего дружелюбия. Это совершенно удивительный, не похожий на школу, мир – мир открытий, творчества без страха ошибиться.
Школьный библиотекарь… Частью его жизни становятся люди и книги. Подобрать литературу учителям и ученикам, обсудить с ребенком только что прочитанную сказку, убедить подростка прочитать ту или иную книгу, просто поговорить с читателем, и просто выслушать человека….
Школьная библиотека работает по многим направлениям. Она помогает решать проблемы образования, профессионального выбора, формирования гражданских и нравственных позиций, привития эстетических и художественных вкусов, формирования здорового образа жизни, развития любительских интересов учащихся. Обеспечивает учебно-воспитательный процесс и процесс самообразования путем библиотечного и информационно библиографического обслуживания учащихся, педагогов, родителей, используя в своей деятельности как традиционные, так и новые формы работы.
Одним из важнейших направлений своей работы в помощь образованию и самообразовательной деятельности является формирование информационной культуры личности. Разрыв между усложняющимися программами системы развивающего обучения и низкий уровень информационной культуры молодых пользователей – неспособность читать, анализировать и понимать тексты препятствует продуктивности усвоения этих программ.
Главная цель: обучение юных пользователей методам интеллектуальной деятельности: восприятию и осмыслению любой информации, приемам обработки информации с использованием новых информационных технологий и современных технических средств. Иллюстрацией одного фрагмента такой работы может служить «Презентация электронных учебных пособий», выполненная учениками 8 класса. Библиотека имеет: 2 компьютера с подключением к интернету, принтер, сканер.
Без знания прошлого нельзя по достоинству оценить наш сегодняшний день. Историческая память – великая сила. Библиотека ведет активный поиск новых направлений и форм работы по привлечению читателей к изучению истории своей родины, своего края. По изучению регионального компонента в библиотеке проводятся самые разнообразные мероприятия: это традиционные и нетрадиционные формы работы. Создана краеведческая картотека, включающая книги и статьи из периодических изданий о крае и нашем районе (электронный вариант), оформляются книжные выставки. В школьном музее «Малая родина» проводятся Уроки мужества, беседы – репортажи, презентации книг, встречи с ветеранами войны и труда, встречи с знаменитыми земляками, бывшими выпускниками нашей школы. Посещение музеев и памятников истории на территории района. Все это - необходимые компоненты в воспитании исторической памяти молодого поколения кубанцев.
В работе библиотеки все больше используются нетрадиционные формы и методы: слайд-спектакли, уроки милосердия, премьеры книги, деловые игры, беседы-концерты, ролевые игры, «открытый микрофон», «минуты доверия».
Воспитанию и реализации творческих способностей юных читателей помогают конкурсы и выставки творческих работ.
Посещение библиотеки – это своеобразное продолжение урока, где в гармоничном единстве учение, досуг, общение, где ученик может быть и исследователем, и учителем, и артистом, и сценаристом.
Библиотека стремится так построить свою работу, чтобы сочетать традиционные и нетрадиционные приемы, методы , формы обслуживания.
Более качественному выполнению задач по всем направлениям способствует внедрение в библиотеке новых информационных технологий, возможность полноцветового графического оформления печатной продукции библиотеки.
В библиотеке активно используются такие носители информации как мультимедиа-энциклопедии, путеводители по лучшим музеям мира, развивающие и обучающие программы, электронные издания на СD-ROM дисках.
Отдельные мероприятия становятся объединенными в комплексные программы, как, например, разработанная программа нравственно-эстетического образования: « Счастливые встречи с прекрасным и вечным». Ее особенности в том, что она разработана на основе интеграции с педагогами дополнительного образования и преподавателями дисциплин художественно-эстетического цикла. На базе школьной библиотеки ведется кружок «Основы журналистики», цель которого: дать учащимся знания об основах журналистики и сформировать у них профессионально ориентированные умения в рамках журналистики. Программа включает как теоретическую, так и практическую часть. Ребята с удовольствием учатся писать статьи, репортажи, заметки о жизни школы и села. Помогают оформлять общешкольные стенды. Кружковцы под руководством зав. библиотекой выпускают ежеквартальный журнал «Школьные вести»
Работа с учителями ведется по следующим направлениям:
· Содействие профессиональной компетентности
· Содействие повышению квалификации, проведению аттестации
· Создание банка педагогической информации на любых носителях
· Осуществление текущего информирования
· Оказание помощи в проведении предметных недель
· Оказание помощи в подготовке и проведении педсоветов
· Оказание помощи учителям предметникам в проведении уроков с применением мультимедиа.
Оказание помощи разнообразные: создание картотеки научно-методической и педагогической литературы «Теория, организация, методика образовательного и воспитательного процесса» Проведение Дней специалиста, Дней библиографии, Дней информации, презентации новых учебных пособий (в том числе и электронных), создание рекомендательных списков литературы, выступления на педагогических советах и др.
Библиотека ведет активную работу и с родителями: информирует о новых поступлениях, издает памятки для родителей, выступает на родительских собраниях, где знакомит с интересной информацией по воспитанию детей, оказывает помощь в организации семейного чтения и досуга .
И, наконец, чтобы добиться успеха в своей работе, несмотря на все наши трудности и собственные проблемы, необходимо всегда иметь взгляд добрый, понимающий, подбадривающий, приглашающий, что позволит нам наладить взаимопонимание с любым читателем.
Вспомним строки Анны Ахматовой:
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Если мы проявим к ребенку заинтересованность, непредвзятость, симпатию, приложим силы и способности для установления обратной связи и предвидения возможных ситуаций, создадим благоприятную атмосферу, то наша деятельность не останется незаметной. Ведь мы несем с любовью благородную миссию. И как сказала настоятельница ордена милосердия Мать Тереза: «Мы не можем делать великие дела, мы можем делать только маленькие дела, но с великой любовью».